Главная Тюнинг Чип тюнинг Нива (Шевроле)

Прежде, чем мы попытаемся понять, что же есть чип-тюнинг, зачем он делается и чего позволяет достичь, поговорим немного об устройстве современного инжекторного двигателя применительно к Ниве и Шеви-Ниве, о датчиках, применяемых в таких системах и исполнительных механизмах, которые там имеются. (Часто задаваемые вопросы по чип-тюнингу)

Немного об инжекторном двигателе

Все двигатели современных автомобилей управляются мини-компьютером – электронным блоком управления (далее ЭБУ), который содержит в себе программу управления двигателем (далее прошивку), опирающуюся в своих расчетах на показания датчиков двигателя и калибровочные данные, заложенные в ней самой. Среди датчиков, на показаниях которых ЭБУ определяет сигналы, которые необходимо направить исполнительным механизмам инжекторного двигателя, можно перечислить:
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) (положение и частота вращения колен/вала)
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
Напряжение питания бортовой сети автомобиля   
Датчик скорости /движения (ДС)
Датчик наличия детонации (ДД)
Включение кондиционера   
Датчик кислорода (содержание О2 в отработанных газах) (ДК)
Датчик фазы (положения распределительного вала) (ДФ)
Датчик неровной дороги (контроль вибрации двигателя)
Датчик кислорода (лямбда-зонд) имеется в комплектации любой Нивы и Шевроле Нивы с катализатором Евро-2. В системах с катализатором под нормы токсичности Евро-3 и Евро-4 (используются два датчика кислорода (ДК) - до катализатора и после него).
Датчик фазы нужен для более правильного расчета времени впрыска в системах с фазированным впрыском. Применительно к Ниве датчик фаз имеется во всех автомобилях с 2006-2007 г.в.
ДПКВ - служит для расчета оборотов двигателя и положения КВ в определенные моменты времени и для общей синхронизации системы.  Это единственный "жизненно необходимый" датчик, без которого движение автомобиля невозможно. Аварии всех остальных датчиков позволяют своим ходом добраться до автосервиса. При аварии этого датчика работа системы невозможна.
ДМРВ служит для расчета количества воздуха, который после подлежит пересчету программой в цилиндровое цикловое наполнение. На Нивах применяются датчики 037 и 116 типа.
ДТОЖ необходим для коррекции топливоподачи, определения момента зажигания по температуре и управления электровентилятором.
ДПДЗ рассчитывает факторы нагрузки на ДВС, изменения в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки, оборотов двигателя и циклового наполнения.
ДД контролирует уровень детонации в моторе. При обнаружении ЭБУ включает инструкцию по гашению детонации, оперативно корректируя УОЗ.
Напряжение бортовой сети автомобиля – с помощью него определяется время срабатывания электромагнитных клапанов форсунок и время накопления электричества в модуле зажигания (МЗ).
Датчик скорости автомобиля необходим для расчета блокировки или возобновления топливоподачи при движении. Также данные используются для расчета пробега.
Запрос на  включение кондиционера оповещает ЭБУ о том, что необходимо подготовить двигатель к включению кондиционера (появлению дополнительной нагрузки на ДВС) – т.е. изменить обороты холостого хода (ХХ) и принцип регулирования ХХ.
Датчик неровной дороги необходим для оценки правильности работы зажигания. Раньше применялся относительно редко, сейчас чаще, в связи с вводом норм токсичности Евро-3, Евро-4.
Примером исполнительных механизмов могут быть: электробензонасос, форсунки, модуль зажигания, регулятор холостого хода, муфта включения кондиционера, клапан продувки адсорбера и другие…

Что такое ЧИП-ТЮНИНГ?

Теперь поговорим о типах ЭБУ, которые исторически применялись и применяются на автомобилях Нива и Шевроле Нива. На полно-приводные автомобили ВАЗ устанавливаются ЭБУ Bosch MP 7.0 и Bosch 7.9.7 (см. рис.1).


Рисунок 1

Здесь изображен контроллер Bosch МР7.0, который устанавливался массово на Ниву и Шеви-Ниву до 2007 года и имел 55-ти пиновый разъем.
Необходимо также понимать, что современный инжекторный двигатель - вечный компромисс между многими параметрами, нормами, потребностями исполнительным механизмам возможностями, главными из которых  для разработчиков программного обеспечения(прошивок) для контроллеров систем впрыска (ЭБУ) сегодня является экономичность, ресурс двигателя и токсичность выхлопа. Усиливающиеся с каждым годом нормативы по уровню выхлопа двигателей заставляют разработчиков переводить ДВС на работу с измененными смесями и устанавливать катализаторы вредных выбросов в выхлопных газах и систему контроля за уровнем вредных выбросов в атмосферу. В отечественных автомобилях применяется одно- и двухуровневые системы контроля с одним датчиком кислорода (Евро-2) и двумя датчиками кислорода(Евро-3).
Со своей стороны потребитель требует:
- высокую мощность, большой и равномерный крутящий момент, надёжность и длительный ресурс и т.д.
при этом:
- желает заправлять автомобиль наиболее дешевым топливом и иметь его минимальный расход.
У полно-приводных автомобилей семейства Нива часто возникает необходимость высокого крутящего момента при низких оборотах, имея при этом надежную и неприхотливую схему управления двигателем. Однако чудес не бывает - улучшение одних параметров всегда ухудшает другие.  Собственно, чип-тюнинг – это изменение  программы управления двигателем с целью добиться положительных изменений в его работе. Например:
1) Вы хотите добиться принципиального улучшения тягово - мощностных характеристик двигателя, динамики Вашего авто, лучшей тяги, приемистости, топливной экономичности;
2) Вы хотите избавиться от катализатора, имея при этом автомобиль Евро-3,4;
3) Вы хотите понизить температуру включения/выключения вентилятора охлаждения, отключить датчик (и) кислорода;
4) Вы  хотите изменить обороты холостого хода или значение ограничителя оборотов (отсечки);
5) Вы хотите добиться от своего авто улучшения параметров эластичности (уменьшение времени разгона на высших передачах);
Можно бесконечно долго перечислять конкретные цели по улучшению Вашей Нивы, которые можно решить посредством чип - тюнинга. Итак, принципиально с чип-тюнингом все более или менее ясно: есть конкретные цели, которых Вы хотите добиться от Вашего авто с помощью изменения программы управления двигателем (прошивки) и есть способы достижения этих целей, которые мы, имея большой опыт в данной проблематике, с удовольствием поможем Вам достигнуть. Мы однозначно голосуем за грамотный чип-тюнинг и предлагаем Вам почувствовать разницу, испытав удовольствие от управления Вашим автомобилем с грамотно измененным программным обеспечением, почувствовать, что по-настоящему может авто на дороге и, самое главное, вне ее 8-ми клапанный двигатель Вашей Шеви-Нивы(Нивы) объемом 1.7 литра. По многочисленным отзывам благодарных клиентов после чип-тюнинга, сделанного у нас, они не ожидали, что Шеви-Нива (Нива) может в принципе так ездить, имея отличную тягу с самых низких оборотов, хорошую эластичность на высоких скоростях.

Какие параметры изменяются при чип-тюнинге в программе управления двигателем?

Мы с Вами уже выяснили ранее, что в ЭБУ заложена программа (алгоритм) его работы. Программа работы микропроцессора хранится в ПЗУ и представляет собой последовательность инструкций для обработки данных – т.е. прошивку, одно, двух и трехмерные таблицы с данными (калибровки).
Калибровки для разных режимов (экономичный, мощностной, ХХ) имеют различия и применяются в зависимости от выбранного режима работы ДВС.
Мы уже знаем, что блок управления, получая инструкции от различных датчиков, управляет работой исполнительных устройств для обеспечения наиболее оптимальной работы силового агрегата. Необходимые параметры для управления исполнительными устройствами вычисляются в соответствии с полученными данными и коэффициентами коррекции, заложенными в считывающее устройство.
Изменяя данные ПЗУ (калибровки) мы можем влиять на работу практически любого исполнительного устройства, работа которого управляется ЭБУ. Все дело в том, что с конвейера сходят автомобили с усредненными настройками двигателя и для получения других мощностных характеристик именно Вашего авто можно изменить установку угла опережения зажигания, величину времени впрыска, отключить или изменить режим работы систем, контролирующих токсичность выхлопных газов. Кроме того, можно изменить обороты холостого хода, максимально разрешённые обороты двигателя и массу других параметров.
Велика ли роль данных изменений в получении от двигателя максимальной мощности? Нет - её прирост может составлять 5-15%. Так есть ли во всём этом смысл? Каждый сам решает делать или нет, но тот кто хоть раз проехал на машине с грамотно перепрограммированной системой впрыска, решает этот вопрос для себя однозначно - да!
Дело в том, что мало кто ездит на режиме максимальной мощности - намного более важные параметры для повседневной езды это крутящий момент и эластичность двигателя. Все это без особых затрат даст Вам простой чип-тюнинг.
Чип-тюнинг - самый бюджетный и доступный вариант "тюнинга", когда всего лишь изменением программы управления впрыском можно хоть немного изменить поведение Вашего автомобиля, сделать его отличающимся от серийного, - более послушным, "приемистым", экономичным и удобным в управлении. Практически во всех тюнинговых версиях прошивок улучшены режимы холостого хода, холодного пуска, снижена температура работы вентилятора системы охлаждения, устранены выявленные ошибки - порой грубые, хронически присутствующие в  серийных версиях ПО. Для нестандартных двигателей с нестандартными(«горбатыми») распредвалами, с увеличенным объемом, с измененным впуском и выпуском чип-тюнинг просто необходим как воздух. Особенно модна стала в последнее время тема установки нестандартных распредвалов на Нивы и Шеви-Нивы с целью получить дополнительный прирост мощности и крутящего момента в определенном диапазоне оборотов. Индивидуальная для каждого двигателя программа управления позволяет максимально использовать потенциал форсированного мотора.

Немного об ЭБУ(«мозгах») и об их «железе» для Нивы и Шеви-Нивы. Совместимость ЭБУ разных типов.

Как уже говорилось выше, исторически на Нивы и Шеви-Нивы до 2007 года ставились оригинальные контроллеры (ЭБУ) Bosch MP7.0 типа 2123-1411020-10, а после 2007 года Bosch 7.9.7 и 7.9.7+. Характерной особенностью котроллеров Bosch MP7.0 (см. рис.2) является полная несовместимость по распиновке инжекторной проводки с другими типами контроллеров ВАЗ, применяемых, в частности, на передне-приводных авто.

рисунок 2
 

Интерес к контроллерам переднеприводных автомобилей Ваз в плане применимости их для полно-приводных автомобилей Нива на случаен. Ведь огромная сложность понимания и настройки алгоритмов ПО контроллеров Bosch MP7.0 (систем впрыска автомобилей Нива, устанавливаемых на них на заводе), принципиальная конструктивная невозможность добиться очень важных конкретных и определенных целей при чип-тюнинге автомобилей Нива до 2007 г.в. делает такой интерес вполне обоснованным и разумным. Поэтому довольно популярна сейчас тема замены блоков MP7.0 на ЭБУ от передне-приводных ВАЗ (Январь, Bosch 1.5.4 или VS), дающих многократно большие возможности в плане чип-тюнинга. Замена штатного ЭБУ на ЭБУ от переднего привода дает огромные возможности в плане улучшения тягово-мощностных характеристик Нив и Шеви-Нив и позволяет решить подавляющее число проблем, решаемых при чип-тюнинге полно-приводных автомобилей Ваз, главные из которых: увеличение крутящего момента(прежде всего на низких оборотах), исключение из системы впрыска датчиков кислорода с целью избавления от дополнительного звена ненадежности в системе выхлопа-катализатора, повышение топливной экономичности. Такая замена на ЭБУ от переднего привода требует перекроссировки (перекоммутации) проводки. Физически это может выглядеть как на рис.3 с внешним переходником («косичкой») и следующим за ним блоком от переднего привода (рис.4).


рисунок 3 рисунок 4

Эта «конструкция» присоединяется к штатной проводке Нивы и позволяет добиться прекрасных результатов при чип-тюнинге. Также может применяться внутренняя перекоммутация проводки, осуществленной внутри самого применяемого ЭБУ(рис.5).

рисунок 5

Необходимо отметить, что вариант с внешней перекоммутацией, как показано на рис.4 является хоть и безусловно надежным, но все же в силу наличия 60-65 дополнительных элетрических контактов чуть менее надежным. Таким образом, вариант с внутренней перекоммутацией штатной инжекторной проводки Нивы с целью приспособления ее для переднеприводных блоков ВАЗ, дающих максимальные возможности для чип-тюнинга Нивы и Шеви-Нивы, являются предпочтительным. Такой ЭБУ является по сути дела узкоспециализированным контроллером, позволяющим работать переднеприводному блоку управления на штатной проводке Нивы и Шеви-Нивы,  где перекоммутация инжекторной проводки осуществлена непосредственно внутри самого ЭБУ. Такой узкоспециализированный ЭБУ имеет специальную прошивку для Нивы или Шеви-Нивы, позволяющую добиться прекрасных результатов при чип-тюнинге.
2006 год для Нивы и Шеви-Нивы является годом постепенного перехода с системы впрыска Bosch MP7.0 на не совместимую с ней не по проводке, не по программному обеспечению, не по типу ЭБУ, систему Bosch 7.9.7. Итак, Bosch M7.9.7 имеет собственный 81-пиновый разъем (рис.6), несовместимый с выпускаемыми ранее. ЭБУ предназначено для построения ЭСУД(электронная система управления двигателем)  под нормы токсичности ЕВРО-2, ЕВРО-3, ЕВРО-4.

рисунок 6

Среди принципиальных отличий от предыдущего типа контроллера, уставливаемого на все Нивы:
1. Уменьшены габаритные размеры корпуса и вес;
2. Новые, более современные разъемы с улучшенной надежностью соединений;
3. Контроллеры имеют встроенные коммутаторы, следовательно, вместо модулей зажигания будут использованы катушки зажигания, которые увеличат надежность ЭСУД в целом.
Необходимо отметить, что с этого времени и даже ранее 2006 года подобные нивским контроллерам Bosch 7.9.7 устанавливались массово как на переднеприводные, так и на заднеприводные автомобили ВАЗ. Таким образом, с выходом в свет нового поколения контроллеров у штатной инжекторной проводки Нивы появилась полная совместимость по проводке с передним приводом. Соответственно, отпала необходимость в применении специальных переходников инжекторной проводки. Bosch M7.9.7 устанавливался серийно на часть двигателей "десятого" семейства 1,5 л. и устанавливается на 1,6 л. в комплектациях 8V (21114) и 16V (21124), Калина 1,6 8V (11183) и на Нива-Шевроле 1,7 л. 8V (21214). Все системы удовлетворяют требованиям Евро 2/ Евро3/Евро4, все с фазированным впрыском. Программное обеспечение данного ЭБУ представляет собой математическую модель двигателя с минимальным набором "внешних" калибровок. Такие системы намного сложнее калибруются и более 'капризны' в случае изменения физических параметров двигателя (рабочий объем, геометрия, впуск-выпуск). В последнем случае требуется калибровка самой математической модели (которая включает несколько тысяч калибровок), что практически невозможно без специального оборудования и методик. В настоящее время возможности для управления комплектацией и самообучениями блока, как и чип-тюнинг подобных систем сильно ограничены из-за сложности понимания алгоритмов управления и склонности таких ЭБУ к самообучению.
Параллельно с ЭБУ Bosch 7.9.7 (7.9.7+), с которыми выпускались с конвейера 100 процентов Нив и Шеви-Нив, в то же самое время на большую часть переднеприводных и заднеприводных автомобилей ВАЗ массово ставился ЭБУ другого типа, который несомненно в плане чип-тюнинга Нив дает максимальные возможности и результаты. Таким образом, этот ЭБУ, являясь полностью совместимым по инжекторной проводке, возможно и целесообразно применять для чип-тюнинга Нив со специальной программой управления двигателем, адаптированной для Нив. Общепризнанно, что Январь 7.2 (именно это название получил этот ЭБУ) является лучшим техническим решением для чип-тюнинга Нив и Шеви-Нив.  Как внешне выглядит Январь 7.2 можно видеть на рис.7.

рисунок 7

Программное обеспечение этих ЭБУ является логическим продолжением семейства Январь 5, т.е работающее практически по тем же алгоритмам. Соответственно, возможно реализовать недоступную для Bosch M7.9.7 функцию "упрощения" до норм Россия-83, исключения из расчетов обратной связи по ДК. Полное исключение из рабочего процесса датчиков кислорода, реализуемое ЭБУ Январь 7.2, - наиважнейшая возможность для чип-тюнинга поскольку в таком случае в программе управления двигателем вместо исключенного датчика кислорода появляется так называемый СО-потенциометр. Говоря по-простому, это виртуальный винт качества, как в карбюраторной машине, то есть, возможность с простейшего диагностического оборудования регулировать в ручном режиме состав рабочей смеси или содержания СО в отработанных газах. В ЭБУ Bosch M7.9.7 (M7.9.7+) такая возможность принципиально исключена в силу конструктивных особенностей.  Таким образом, установка Января 7.2 вместо штатных ЭБУ Нив и Шеви-Нив Bosch 7.9.7 с соответствующей программой является лучшим техническим решением для достижения несомненно лучших результатов от чип-тюнинга.

Зачем делать чип-тюнинг Нив?

Для более полной реализации потенциала мотора Вашей Нивы, и так не страдающей избытком мощности и крутящего момента, что явным образом проявляется в существенном росте крутящего момента на низких оборотах (машина отлично начинает тянуть «с низов»), заметно улучшаются параметры эластичности (разгоне на высших передачах), устаняется пауза при наборе оборотов, свойственная контроллерам Bosch 7.9.7, что явным образом влияет на Вашу безопасность, в частности, при обгонах на средних и больших скоростях. Также при чип-тюнинге из-за исключения из процесса управления двигателем некоторых датчиков упрощается вся система управления в целом, что немаловажно при эксплуатации автомобиля в российских условиях. Прежде всего, это относится к качеству горючего. Далее результатом чип-тюнинга может быть возможность дальнейшего удаления нейтрализатора, как дополнительного источника ненадежности системы для внедорожника. Естественно, при этом Вы должны осознавать тот факт, что при снятии катализатора Ваша Нива начинает в большей степени загрязнять окружающую среду. Здесь уж решать Вам: получить существенный рост надежности, сняв катколлектор или заботиться об экологии, рискуя надежностью Вашей Нивы, эксплуатируя ее на том топливе, которое продается повсеместно. Особенно это относится к людям, ведущим активный и сверхактивный образ жизни, которые не хотят,а в большей степени не имеют возможности в силу их отсутствия заправляться на качественных АЗС, заправляя то топливо, которое просто есть в наличии.

Что будет с ресурсом двигателя после чип-тюнинга?

При производимом нами грамотном чип-тюнинге происходит рост крутящего момента и мощности приблизительно от 10 до 30 процентов, поэтому нагрузка на отдельные детали двигателя, конечно, возрастает. Здесь необходимо понимать, что, во-первых, при этом не превышается запас прочности, установленный заводом-изготовителем, а, во-вторых, более динамичная машина провоцирует на более динамичный стиль езды, что само по себе дополнительно нагружает двигатель. Таким образом, если дополнительный запас мощности используется эффективно, реализуясь в конкретных ситуациях,  таких как: обгоны на средних и высоких скоростях, для повышения тяговооруженности при буксировке прицепа или просто нагруженного авто, для езды по бездорожью с небольшими скоростями с целью повышения проходимости внедорожника, и не носит систематического характера уличных гонок, то никакого снижения ресурса двигателя не следует ожидать. В любом случае нужно понимать, что мотор всегда «убивают» в большей степени водитель, который управляет машиной и, конечно, качество и своевременность технического обслуживания автомобиля. Добавлю, что не редкость - отмеченный нами пробег Нивы после чип-тюнинга в 150.000 км и более.

Что с расходом топлива?

После чип-тюнинга Нив и Шеви-Нив в большинстве случаев при сохранении того же стиля езды самими клиентами отмечено, как максимум, снижение расхода топлива до 1.5л/100 км, как минимум, сохранение расхода на прежнем уровне. Особенно сильно снижение расхода заметно на автомобилях со снятым катализатором.

Нужно ли при чип-тюнинге снимать катализатор?

Никакой прямой связи между произведенным чип-тюнингом и наличием катализатора на Вашей машине нет. Например, Вам сделали чип-тюнинг, а катколлектор Вы снимать не хотите. Прекрасно. Катализатор остается в системе выхлопа на Вашем авто и продолжает в штатном режиме дожигать окислы азота и углерода, снижая токсичность выхлопа. Таким образом, Вы заботитесь об экологии, а катализатор, являясь, безусловно, дополнительным слабым звеном в Вашей машине в плане качества горючего, которым мы с Вами вынуждены заправлять наши автомобили (особенно это относится к людям, выезжающих далеко за пределы зон качественного топлива), делает свою работу до тех пор, пока естественным способом не выйдет из строя. Другой вариант. Вам сделали чип-тюнинг и сняли катализатор. Отлично. Вы получаете дополнительный прирост мощности (особенно это заметно на высоких оборотах при большом расходе отработанных газов через систему выхлопа). При этом сама Ваша Нива становится намного более неприхотливой и надежной, но при этом Вы в большей степени загрязняете окружающую среду. В любом случае, находить соломоново решение в этой ситуации, как нашему уважаемому клиенту, предоставлено только Вам.

Можно ли сделать «откат» к «стоковым» заводским настройкам в случае, если меня не устроит результат?

Статистика-вещь упрямая. В том смысле, что трудно даже припомнить клиентов, которых не устроил результат нашего качественного чип-тюнинга. Создается впечатление, что абсолютное большинство из них даже за деньги не хотели бы вернуться к заводским настройкам. Ведь результат чип-тюнинга не просто вроде где-то есть, а он чувствуется с первых метров пути и далее всегда в виде заметного повышения тяговооруженности Нив и Шеви-Нив, и так не страдающих избытком мощности не очень «сильного» восьмиклапанного мотора, и повышения потребительских свойств такого автомобиля из-за большей приспособленности к нашим суровым условиям эксплуатации. Опытные  и бывалые водители чувствуют результат  уже после первого пуска двигателя, даже стоя без движения на месте, как будто сам двигатель даже на холостом ходу стал работать более равномерно (как известно двигатель Нивы и Шеви-Нивы 1.7, 8 клапанов отличается заметной вибрацией и неравномерностью на холостом ходу). Люди, которые могут вообще не разбираться в работе мотора и его устройстве (например, люди творческих профессий), неоднократно высказывались на тему чип-тюнинга, что мотору после чип-тюнинга стало как будто просто хорошо: настолько равномерно он стал работать даже на холостом ходу.
При всем вышеизложенном, наша обязанность сообщить Вам, что полный «откат» к заводским настройкам возможен, абсолютно бесплатен и осуществим в кратчайшие сроки.

Сколько стоит?

ВАЗ 21214 и Шевроле Нива - 12500 руб. (или 10500, если контроллер остается сервису)

ВАЗ 21214М - 6500 руб.